«Храните, братия, дни праздничные»
С начала декабря повсюду идет подготовка к большим зимним праздникам. Городские улицы украшены елками и сверкающими гирляндами. Рекламные щиты пестрят объявлениями о рождественских скидках, представлениях, распродажах, заражая людей предпраздничной лихорадкой. Вблизи крупных торговых центров это явление принимает размах эпидемии.
А ведь у православных христиан, к которым относят себя многие граждане России, именно в эти дни идет Рождественский пост. В церкви это время традиционно связано не только с ограничениями в пище, но и с молитвой, с воздержанием, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий вплоть до 7 января… Что выбрать: путь, куда зовет веселый Санта Клаус, или же последовать строгим предписаниям, которые диктует церковный Устав?
РОЖДЕСТВО ПРИДУМАЛИ АМЕРИКАНЦЫ?
С тех пор как Рождество было объявлено в России государственным праздником, с каждым годом оно приобретает все более светский характер. В народе все три праздника – Christmas (католическое Рождество), Новый год и Рождество незаметно слились в один: с наступлением каждого последующего накатывает новая волна веселья и массового гулянья.
Ночь на 7 января воспринимается многими как повод зайти в храм. Но некоторые, увы, вполне обходятся и без этого.
Последствия «обмирщения» христианского праздника, сведения его исключительно к обмену подарками и праздничному застолью уже сказались на западном обществе. Сегодня многие представители религиозной общественности, в том числе и сам Папа Римский, бьют тревогу и призывают христиан «вновь осознать европейские корни, традиции, а также христианские ценности и придать им новую жизнь».
В отличие от России на Западе праздник Рождества никогда не отменялся. Наоборот, он, казалось, прочно укоренился в народном сознании. Но проводимые во многих странах опросы общественного мнения показывают, что сегодня Christmas большинством населения не только не воспринимается как церковный праздник, но многие даже и не подозревают о его христианской основе.
По данным европейских информационных агентств, треть англичан не знает, что Иисус Христос родился в Вифлееме, и примерно такое же число опрошенных не знает, что, согласно Библии, Адам был первым человеком. Во Франции в среднем из 25–30 школьников в классе лишь двое-трое имеют о христианстве элементарные представления. То же и в Германии. Немецкое название праздника «Священная ночь» («Weihnachten») не указывает непосредственно на день рождения Сына Божьего. Как выяснилось, большинство молодых людей даже не слышали о том, что речь идет о Рождестве Христовом. Некоторые, ничуть не смущаясь, отвечали, что Рождество придумали американцы, чтобы получать подарки.
Следствием «дехристианизации» общества явилось принятие во многих европейских странах, а также в США закона о светском характере образования. Теперь, ссылаясь на него, представители нехристианских религий требуют не устанавливать в школах распятия, ясли и даже елки как напоминание о Рождестве. Школьным властям ничего не остается, как проявить «толерантность». Но с этим не хотят мириться ни священники, которым приходится служить в пустых храмах, ни родители, которые чувствуют свое бессилие перед собственными детьми. Глава евангелической церкви в Дрездене Мартин Лерхнер отмечает: «Все больше родителей хотят, чтобы их дети посещали конфессиональные, будь-то евангелические или католические, дошкольные учреждения, конфессиональные гимназии. Смотрите, число школьников год от года сокращается, а в конфессиональных школах настоящий конкурс. Причем родители этих учеников вовсе не обязательно верующие люди». Проблема девальвации христианских нравственных ценностей, с которой столкнулось сегодня европейское сообщество, возникла не вдруг. Корнями своими она уходит в глубь веков.
ЧТО ПЕРВИЧНО?
Празднование католиками и православными Рождества в разные дни объясняется довольно просто. Католическая церковь живет по календарю, который ввел в 1582 году Папа Римский Григорий XIII, нарушив постановление Вселенского собора. Православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем, поскольку принятие нового календаря нарушает Устав. Например, если Пасха поздняя, то целиком исчезает Петровский пост, который длится до 12 июля. Разница между этими календарями сначала была десять дней, сейчас – тринадцать, а в XXII веке будет уже четырнадцать дней.
В России григорианский календарь был введен только в 1917 году. До этого времени Рождество наступало 25 декабря и предваряло Новый год. Таким образом, перед верующими не стояло дилеммы, как же праздновать новолетие. Теперь же во многих семьях этот вопрос стоит «ребром». Бывает, кто-то начинает поститься, но в новогоднюю ночь уступает семейным традициям и садится за обильный праздничный стол; а кто-то не уступает – и Новый год начинается с обид. Верующие часто обращаются к священникам с вопросом: праздновать ли им Новый год? На это протоиерей Александр Шаргунов ответил так:
«Празднование Нового года – это наше естественное человеческое общение, и мы должны в нем участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется. При этом «разность дат» не дает нам забыть о все более усиливающейся «расцерковленности общества» и напоминает о том, что «мы должны сохранить в неприкосновенности наше «священное время» – богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования наших праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события».
Но католическое и православное Рождество имеют не только календарные, но и онтологические отличия. В западной культуре Рождество воспринимается как центральное событие календарного цикла и, соответственно, главное событие Евангелия. В православии Рождество – лишь начало отсчета, начало новой жизни. В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что «мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни».
Вот как об этом пишет известный исследователь литературы В.С. Непомнящий: «На Западе главный праздник – Рождество. Почему? Потому что Бог так любит меня, что Он мне уподобился. А раз Бог уподобился мне такому, каков я есть, – стало быть, я хорош таков, как есть. А у нас главный праздник – Пасха, и это совсем другой подход: в Пасхе, в Своих страданиях, в Воскресении Бог завет меня Ему уподобиться: «Возьми свой крест и иди за мной». Это разные точки отсчета. У них отсчет от «меня», а у нас от Бога, или от Идеала. Вот в чем разница западного и восточного христианства». С этой точки зрения становится понятным, почему на Западе традиционно отмечают Рождество безудержным весельем, а у нас этому празднику предшествует Рождественский пост.
ПРИЗНАКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
Рождественский пост, как и Петров, относится к нестрогим постам. Конечно же, мясные и молочные продукты исключены. Но по субботам, воскресеньям, а также праздничным дням, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Пост усиливается только за неделю до праздника, после 1 января. В эти дни постящимся придется отказаться и от рыбы, и от вина. Пост предписывает ограничения не только в пище, но и в развлечениях, будь-то телевизор, театр или дружеская вечеринка. В противном случае польза от поста будет весьма сомнительна. «Постясь от брашен (пищи), душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то душа возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим», – говорится в одном православном фолианте.
Особо благочестивые христиане весь день перед Рождеством, именуемый сочельником, не едят до первой звезды, в знак почитания Вифлеемской звезды, которая привела волхвов в пещеру, где родился Христос. Рождество – один из самых древних христианских праздников. Начало его относится к временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца (desembri)». Хранить Рождество важно еще и потому, что вместе с ним мы храним нашу веру, наши традиции, тепло наших семейных очагов. Пусть с его наступлением мир и радость придут в каждый дом!